У известного кино-сказочника «Беларусьфильма»,
режиссёра Леонида Нечаева, что не кинолента – то отдельная история и повод для
статьи. Но из всех работ сам режиссёр выделяет именно эту, двухсерийный
фильм-сказку «Не покидай!..» по мотивам пьесы Уильяма Теккерея - «Кольцо и роза, или история принца Абалду и
принца Перекриля». Чудесно пересказанная история, одновременно романтичная,
ироничная и поучительная, звёздный актёрский состав – Лидия Федосеева Шукшина,
Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, запоминающиеся песни с «диссидентским»
подтекстом – вот не полный список причин, почему этот фильм любят и зрители.
Самые преданные поклонники знают: в этом году у «Не покидай!..» круглая дата.
… Но мало кто знает, что этой картины
могло вообще не быть. «Сценарий проходил сложно - были сомнения в том, что
картина найдёт свою аудиторию: для маленьких детей она слишком взрослая, а для
взрослых - слишком «детская», - вспоминает заведующая кафедрой
кинотелеоператорства Академии искусств Анастасия Суханова, которая была
оператором-постановщиком фильма. – Тем не менее, автор сценария Георгий
Полонский попал в драматургию таким образом, что получилось кино для всех».
Место
для сказки
–
Смета
фильма была очень маленькая, на телевизионные картины отпускали мало денег. На
2 серии «Не покидай!..» выделили 300 тысяч рублей, и ни копейки не должно было
пропасть зря. Причём, выработку на
«Телефильме» требовали большую - в день нужно было выдавать 3 минуты экранного
часа, в то время как игровое кино выдавало всего одну минуту. Поэтому, мы с
Леонидом Алексеевичем начали с того, что очень старательно отбирали натуру –
фактически объехали Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, Украину, Молдавию… Искали
настоящий сказочный дворец, пересмотрели все дворцы, где уже снималось кино –
но не хотелось делать там, где уже что-то было. Наконец-то в Мукачево (Западная
Украина, под Львовом) нашли санаторий, который подходил и внешне и по парковой
архитектуре. Естественно, большое значение имели декорации, так как у нас было
мало средств. Решили построить универсальную декорацию на киностудии
«Беларусьфильм», она была двухэтажная. С её помощью столовую минимальными
средствами мы трансформировали в покои короля, внешнюю стену использовали в
качестве коридора.
-
При заданном темпе, наверное, приходилось экономить и на плёнке? Или было всё
же, что одну сцену переснимали десять дублей?
-
Нет, у нас и актёры знали, что делать и режиссёр знал, что делать, получался
слаженный ансамбль. Я не помню, чтобы мы снимали больше двух дублей. Когда
Нечаев нашёл Игорька (Игорь Красавин – принц Патрик) в минском метро, тот
сначала ничего не умел делать, но постепенно с каждым кадром мы сделали из него
немого принца Патрика. Безусловно, с непрофессиональным актёром было довольно
сложно работать, и ему самому, видимо не хватало мастерства, но он старался –
брал уроки фехтования, а чтобы сотворить нужный градус волнения, иногда бегал
вокруг декораций, пока не запыхается. И, тем не менее, он вписался в актёрский
ансамбль, никто не относился к нему с поблажкой. А образ принца получился -
неожиданный, очень светлый и, мне кажется, по-настоящему сказочный.
Ещё одним открытием фильма стал
заграничный принц Пенапью – обаятельного Артёма Тынкасова, который тогда
работал в рязанском театре, режиссер встретил его случайно на других съёмках и утвердил
без проб.
Так же полноправными участниками картины
были куклы, которых специально сделали на заказ, «списав» образы с
задействованных в фильме актёров. Правда теперь, за давность лет, никто не
знает дальнейшей судьбы этих кукол, как и костюмов, и элементов декораций. В
90-е годы киностудия «Беларусьфильм» вообще была в жалком состоянии,
производительность уменьшилась с 34 фильмов до 2 в год, многие не выдержали и
ушли из кино – кому ж было дело до каких-то кукол?
Знаменитая финальная сцена в «Не
покидай!..» - голубая роза, которая на глазах у всех постепенно превращается в
красную, - снятая живьём, протяжённостью в 4 часа. Актриса, точнее, дублёрша,
всё это время терпеливо лежала на лестнице. Это сейчас для всех привычны
компьютерные спецэффекты, а тогда было настоящее чудо. И чтобы сохранить его
настрой, финал в сказке поменяли, сделали открытым. Первоначально всё
завершалось грустно, героиня умирала; в конечной версии фильма каждый видит
своё.
Всё
по-настоящему
За успех или провал фильма зрители и
критики прежде всего дают прикурить режиссёру - хоть видим мы кино-картинку
прежде всего глазами оператора. Анастасия Суханова и теперь, через 20 лет, без
запинки может перечислить любимые сцены – и те, где можно было бы сделать
лучше:
-
Мне нравится сцена в библиотеке, в начале фильма. Там был очень сложный объект
– хотелось, чтобы было романтично, всё светилось, чтобы воздух пронизывали лучи
света… Но, к сожалению, плёнка была малочувствительная (снимали мы, разумеется,
на советской Шосткинской плёнке), и хоть у меня за этим маленьким окном стояли
6 ДИГ-ов (дуговые лампы – Авт.), но всё равно не хватило. Очень нравится мне
сцена дуэли, снятая в парке Мукачевского санатория. Сценой ограбления я так же
довольна - у нас были замечательные каскадёры, и Александр Денисов (атаман
разбойников – Авт.) так же к месту, благодаря
подобранным танцевальным композициям. И ещё потому, что там всё
настоящее. У нас этот жеребец Милорд, которого собственно и украли –
чистопородный, очень дорогой конь из Мукачево, если бы с ним что-нибудь
случилось, наверное, мы всю жизнь не расплатились бы… Нечаев вообще любит,
чтобы всё было настоящее: если парча – то парча, если шёлк – то шёлк. Во дворце мы трижды перекрывали лаком паркет
для одного кадра. – чтобы корона упала
на пол как было задумано. Мы стояли и ждали, пока лак затвердеет до нужной кондиции, и
можно будет снимать. Многое пришлось снимать с плеча, с рук. В тюремном подвале
спуск с лестницы снимали в Талине, а в Львове, в монастыре кармелиток, - сами
подвальные ходы, нанюхались дыма и копоти от факелов, а единственным источником
света были факелы, розеток же в соборе нет.
Съёмки шли осенью, а в кадре лето,
благодаря освещению и удачно подобранной натуры. «Очень холодно было на съёмках
воспоминаний Патрика про остров Берцовой кости, с чего начинается фильм, - вспоминает Анастасия Суханова. –Я снимала
многоразовую экспозицию, хватало часто технических трудностей , а тут ещё этот
холод. И на другой экспозиции сам режиссер катал меня на саночках, чтобы
сделать «вертушку», которая в результате получилась очень даже не плохо. Потом
в горах мы снимали большую панораму, и вот там было действительно холодно,
выпал снег – к счастью, его не видно в кадре, и актёры в кружевах мужественно
делали вид, что на улице лето».
И всё-таки его
любят
-
Очень жаль, что он до сих пор не переведён в цифровой формат – возможно, в
Москве и есть цифровая копия, но то, что я показываю студентам, к сожалению,
переписано с телевизора, и качество вынуждает
желать лучшего. Но студентам фильм всё равно нравится, 17 лет я
преподаю, и каждый раз, когда показываю эту картину, её очень тепло принимают.
От студентов я и узнала, что в интернете есть сообщества, фан-сайты,
посвещённые фильму «Не покидай!..».
Мне, как зрителю, очень не хватает
теперь таких фильмов – тонких, пронзительных, нежных, которые заставляют
смеяться и плакать, а главное, думать. «И мне сегодня недостаёт таких сказок, -
признаётся Анастасия Суханова, - быть может, сказочники пропали? Их же не
найдёшь так просто, с этим надо родиться».
Далеко не каждую картину помнят и любят
20 лет, не каждая срабатывает как лакмусовая бумага для выявления «своих». В
чём феномен фильма? Оператор-постановщик отвечает просто: «Мы работали, не
жалея ни времени не сил, чтобы сделать настоящую сказку. Это получилось –
наверное, потому картина и осталась в памяти у многих. Возможно, её сила – в её
простоте и логичном изложении? Ибо там всё кстати – красота фактуры и красота
слова, музыка и танец…» Нечаева критики неоднократно упрекали, мол, он
использует песенно-танцевальные схемы индийского кино. – но на самом деле он
делал качественные мюзиклы, при чём задолго до того, как у нас это стало
называться мюзиклами.
Герой без романа
В 1989-м, согласно официальному рейтингу
популярности газеты «Советский экран» минский юноша Игорь Красавин занимал
второе место, уступаю только Дмитрию Харатьяну. По всенародной любви
непрофессиональный актёр-дебютант обошёл тогда много знаменитостей, в том числе
– Владимира Преснякова-младшего, Леонида Ярмольника и Александра Збруева.
С этого могла начаться классическая
«звёздная болезнь» или ошеломительная карьера в кино или на телевидении, куда
вчерашнего школьника наперебой зазывали. Не случилось ни того ни другого.
Первая роль так и осталась у Игоря Красавина единственной в жизни – по одной
версии запретили родители, по другой – не позволило здоровье… На самом деле,
против выступала только мама, и окончательное решение на счёт того кем быть
Игорь принимал самостоятельно. Так и остался в Минске, закончил политехническую
академию, работал машинистом бурильной установки в строительной организации.
Активно занимался плаванием, выполнил норматив кандидата в мастера спорта , но
дальше со спортом «не срослось», из-за болезни. Красавин не заводил дружбы с
поклонниками, никогда не давал интервью и стеснялся, когда его узнавали на
улицах. Считал, что любимая жена, любимая дочка, хорошие друзья – это делает
человека счастливым, а никак не мифичная слава.
В конце концов, теперь про те медные
трубы спросить не у кого – в августе этого года, после кровоизлияния в мозг,
Игоря Красавина не стало. В 6 утра, 7 августа 2009 года. Многие увидели в этом
почти что мистическое предзнаменование. А мы – повод ещё раз поговорить
про ту одну роль, про сказку и
реальность…
Ольга Красавина (эту сильную и красивую
женщину язык не поворачивается назвать вдовой), у которой практически все родственники были заняты на съёмках картины «Не
покидай!..», познакомилась с мужем ещё до премьеры фильма. И подтверждает, что волна славы никак не
повлияла на его характер:
-
На популярности Игорь никогда не зацыкливался, его это вообще не волновало. Я
согласна с режиссёром Леонидом Нечаевым – Игорь смог своевременно остановиться,
понять, что актёрство – это не его. Ему больше по душе был спокойный образ
жизни. Меня вся эта шумиха тоже не раздражала, так как мы поженились через 3,5
года после знакомства, и все те письма и звонки от поклонниц шли на прежний
домашний адрес – родителям Игоря, а те передавали нам. Получая очередное письмо, муж давал мне его
читать. Некоторые были с угрозами покончить жизнь самоубийством, если не будет
ответа – но встречались и стихи, и поэмы, причём очень даже интересные.
Большинство поклонниц всё-таки были адекватными людьми.
В общей дружеской компании, кстати,
Игоря Красавина с любовью называли Принцем. «Но опять же не из-за фильма, а с
лёгкой руки мужа моей подруги. – объясняет Ольга. – Игорь абсолютно не
обижался. Со временем его «повысили» до Царя». Дети же принимали Красавина без
шуточного пиетета, а как лучшего друга – облепляли его со всех сторон и
делились секретами. Про съёмки Игорь вспоминал редко, да и фильм, когда его
показывали по ТВ, не смотрел. Кроме режиссёра Леонида Нечаева, отношений с киношниками
так же не поддерживал – только в 2004 году, во время кинофестиваля
«Листопад» случайно встретился на улице
с «принцессой Альбиной» - Варварой Владимировой.
А вот жена с дочкой Дашей, наоборот,
всегда с удовольствием включали
телевизор; хоть и в детстве Даша долго не могла поверить, что это папа снимался
в сказке, - считала, что её разыгрывают. Только потом пришло осознание - и даже
желание самой присоединиться к миру кино.
-
После того как Игоря не стало, мы часто с родными пересматриваем фильм, и
любимый момент в нём теперь – последняя песня «Не покидай». Ведь когда Игорь
попал в больницу, он постоянно звал меня: «Оля, ты где?.. Не уходи, побудь со
мной…» Всё время нормально воспринималось то, что в кино Игорь говорит не своим
голосом (из-за сильного белорусского акцента озвучивал роль другой человек –
Авт.), а теперь этого не хватает.
-
Как бы вы отнеслись к тому, если Даша, окончив школу, всё же решила бы стать
актрисой?
-
Отговаривать не буду, это её выбор. Мы уже теперь начинаем задумываться -
остался год учёбы, - какую профессию выбрать, на какие подготовительные курсы
пойти. Проскакивало и такое – может, пойти в театральное? Но, мне кажется, Даша
более склонна к «земной» специальности, возможно, экономической.
В одном из жёлтых изданий написали: «Он
ушёл от нас, забытый всеми, в 38 лет…»
-
Это не правда! – Ольга не может скрыть возмущения. – Что значит – забытый
всеми? Во всяком случае, нами он не забыт. А что касается поклонниц, я считаю,
что их очень много, я раньше даже не представляла, сколько человек помнят фильм
и роль Игоря. В интернете видела комментарий: «Как вы можете судить об Игоре Красавине как об актёре, он
же так бездарно сыграл», - и тут же ответ
других людей: «А вы попробуйте так бездарно сыграть, чтобы вас помнили 20 лет».
Теперь у меня рабочий день начинается с того, что захожу на фан-сайт фильма «Не
покидай!..», в сообщество поклонников «В Контакте», читаю комментарии – и это
поддержка, хочу сказать, дорогого стоящая.
Очень приятно чувствовать, что Игорь живёт в сердцах.
На Московское кладбище, где похоронен
Игорь Красавин, пришёл весь его класс…
От
автора
Я очень давно хотела написать про этот
фильм, и про этого человека. Это, если хотите, своеобразный долг чести, перед
теми, кто сохраняет в себе детство и способен говорить правду без голубой
розы. Перед теми, кто умеет рассказывать
сказки, в которые веришь и знаешь, что добро победит. Перед теми, в чьей памяти
живут принцы и шарманщики, любимые актёры и крылатые фразы. И перед теми, кто
остаётся в наших сердцах - даже когда уходят навсегда. Светлая память
драматургу Георгию Полонскому, поэту Леониду Дербенёву, актёру Вячеславу
Невинному и чудесному принцу Игорю Красавину.
Виктория
Телешук
http://www.zviazda.by/ru/issue/article.php?id=45490
|